В недалеком прошлом для обеспечения учебно-тренировоч­ного процесса вполне хватало бдительного тренерского глаза.

А теперь его дополняют объек­тив видеомагнитофона, тензометрические многоканальные уста­новки. Врачи и научные работники стоят у колыбели будущего ре­корда. На помощь биологическим нау­кам в спорте приходят математи­ка, кибернетика. Наука управле­ния властно врывается в процесс спортивной тренировки, процесс совершенствования самого совер­шенного творения природы — че­ловека.

В середине декабря 2010 года, космический корабль НАСА Вояджер-1, запущенный в 1977 году для детального изучения Юпитера и Сатурна,  достиг области, в которой отсутствует исходящий солнечный ветер. В это время Вояджер-1 находился на расстоянии более чем 17,3 миллиардов километров от солнца. Он настолько отдалился от Земли, что радиосигналы, перемещающиеся со скоростью света, доходили от космического корабля за 16 часов.

На борту аппарата закреплена золотая пластина, где для инопланетян указаны координаты Земли, записаны звуки и изображений человеческих существ в различных ситуациях, в том числе, изображение советского спринтера, олимпийского чемпиона в беге на 100 м и 200 м, В. Борзова.

Со стороны американцев это был знак признания высочайших достижений в истории человеческой цивилизации советской теории и методики управления спортивной подготовкой.

Основные положения концепции тренировки и управления

Уровень спортивного результата за­висит от уровня волевой, тактической, технической, общей и специальной фи­зической подготовленности спортсмена, то есть является как бы обобщенным показателем функциональных возмож­ностей его организма. Состояние слож­ной динамической системы, какой яв­ляется человек, определяется состояни­ем подсистем, которые ее образуют (нервно-мышечной, сердечно-сосуди­стой, дыхательной и др.). Для того чтобы изменить состояние всей системы, мы должны изменить функциональное со­стояние нескольких или хотя бы одной из ее подсистем.

Применительно к спе­цифике спортивной тренировки эти из­менения должны быть не любыми, а только такого характера, который обес­печил бы новое, конкретное, запланиро­ванное состояние всего организма, поз­воляющее спортсмену показать заплани­рованный более высокий спортивный результат. Иначе говоря, эти изменения должны быть целенаправленными.Задача спортивной тренировки факти­чески сводится к тому, чтобы перевести организм спортсмена из исходного в новое заданное функциональное со­стояние.

С этой точки зрения спортив­ную тренировку в самом общем виде можно рассматривать как искусствен­ное, целенаправленное регулирование жизнедеятельности организма здорового человека.

Очевидно, что теория физического воспитания и спортивной тренировки в этом узком аспекте может рассматри­ваться как один из частных разделов теории оптимального управления слож­ными динамическими саморегулирующи­мися системами.

В данном, как и в других аналогичных случаях (Н. Амосов), для осуществле­ния оптимального управления система­ми такого типа необходимо наличие не­скольких условий.

Прежде всего необходимо иметь ко­личественные (цифровые) описания фактического (на данное время) функ­ционального состояния организма спортсмена и образцы (модели) того состояния, которого нужно достигнуть. Исходя из того, что любой спортивный результат (Р1) является как бы обоб­щенным показателем функциональных возможностей организма спортсмена, величина которого зависит от уровня волевой (В1), технической (Т1), общей (О1) и специальной (С1) физической подго­товленности, любой спортивный резуль­тат можно представить в следующем виде:     

Р1=f1111).

Поскольку новый, планируемый ре­зультат (Р2) обеспечивается другим, но­вым уровнем обусловливающих его параметров (улучшением техники, об­щей или специальной физической под­готовленности и т. п.), то модель задан­ного состояния можно представить в следующем виде:

Р2=f2222).

Величина всех этих показателей мо­жет быть с достаточной точностью из­мерена и выражена в цифрах при по­мощи при­боров или доступных всем тренерам специальных контрольных упражнений-тестов. Например, абсолютная скорость контролируется по времени пробегания 30 м с ходу и т. п.

Такой подход, поскольку все виды подготовленности могут быть выраже­ны в цифрах, дает возможность коли­чественного описания как фактического (на каждый момент) состояния, так и модели заданного функционального со­стояния.

Количественное описание функцио­нального состояния спортсмена дает возможность создания моделей-стан­дартов физической подготовленности спортсменов разных разрядов. В этом случае сравнение фактического и задан­ного состояний позволит в цифрах опре­делить разницу между ними и направить процесс тренировки на устранение этой разницы. Это дает возможность более конкретно, исходя из индивиду­альных особенностей каждого спортс­мена, подбирать средства и методы тренировки.

Далее. Изменения функционального состояния организма спортсмена в процессе тренировки мы добиваемся посредством воздействия на организм спортсмена определенными физически­ми упражнениями или различными их сочетаниями: тренировочными уроками, недельными циклами и т. д.

Поскольку нам нужно не любое, а только такое определенное изменение, которое обеспечит новый уровень спортивных результатов, возникает во­прос о создании таких образцов моде­лей тренирующих воздействий, влияние которых на организм было бы заранее известно.



Подбирая нужные образцы тренирующих воздействий (модели уро­ков, недельных циклов и т. п.), тренер может обеспечить развитие организма в нужном направлении. Если влияние применяемых тренирующих воздействий известно не точно, обеспечить разви­тие возможностей организма в нужном направлении трудно. Возможны случай­ные изменения. Точность и эффектив­ность процесса в этом случае невысоки.

В настоящее время (1972 г. - прим. сайта) создание трениро­вочных моделей возможно при условии учета знаний всех факторов , которые определяют влияние каждого упражне­ния и отдельных их сочетаний (уроков) на организм человека.

При организации управления функ­циями организма в процессе трениров­ки следует учитывать, что наряду с управляющими воздействиями (упраж­нения, уроки) организм человека под­вергается воздействию и ряда случай­ных внешних влияний (условия работы, быта, питания, инфекции и т. п.), значе­ние которых мы часто не можем учесть и оценить. Кроме этого, необходимо предполагать возможность ошибок в применении управляющих (тренирующих).

Под влиянием сочетания этих (управляющих и «возмущающих») воздействий изменение функционально­го состояния организма спортсмена мо­жет развиваться в одном из двух веро­ятных направлений.

Преобладающее влияние имеют правильные управляющие воздейст­вия развитие идет в заданном на­правлении.

Преобладают ошибочные управ­ляющие и случайные «возмущающие» воздействия — спортивные результаты не улучшались или даже снижались.

В силу изложенных обстоятельств, спортивную тренировку следует рас­сматривать как процесс, в результате которого организм спортсмена может прийти к одному из нескольких вариан­тов функционального состояния. Это выдвигает перед тренером и спортсме­ном две задачи:

1.      Подобрать и выполнить комплекс таких условий, которые увеличили бы вероятность наступления желаемого ре­зультата. Отсюда прежде всего выте­кает необходимость повышения точно­сти управляющих воздействий, соблю­дение нужного режима жизни спортс­меном и т. п.

2.     Поскольку невозможно полностью изолировать спортсмена от случайных влияний, необходима система педагоги­ческого контроля, дающая возможность периодически проверять, в каком на­правлении (планируемом или случай­ном) идет развитие.

Определение показателей функцио­нального состояния организма спортс­мена в цифрах дает возможность конт­ролировать изменение их (многих или нескольких, наиболее существенных) во времени, сравнивать фактические изменения состояний с планируемыми и предста­вить этот процесс в виде графика.

На рисунке схематически представлен график изменения скорости пробегания 30 м с хода у спринтера на протяже­нии года. Сплошной линией изображе­но планируемое изменение этого пока­зателя, пунктиром — фактическое. Точ­ки — время проведения контроля.

Периодически сравнивая фактические изменения контролируемых показате­лей с планируемыми, можно своевремен­но обнаружить отклонения и внести со­ответствующие коррективы в применяе­мые средства и методы тренировки. Одновременно сравнивая фактическое влияние применяемых средств и мето­дов тренировки с предполагаемым, можно оценить их эффективность.

Пример:

Выбор цели

… в 1969 г. нами были поставлены 4 общие задачи на ближайшие четыре года:

1.       В 1969 г. достигнуть результата 10,0 и попытаться выиграть первенство СССР.

2.       В дальнейшем попробовать на равных соревноваться с лучшими спринтерами Европы и выиграть у них.

3.       Если это удастся, попытаться выиграть у американских спринтеров.

4.       Подготовиться так, чтобы попасть в сборную страны и на XX Олимпийские игры и участвовать в соревнованиях в беге на 100, 200 м и в эстафете 4X100 м.

 

Необходимо подчеркнуть, что задачи не ставились в жесткой формулировке: «добиться или умереть». Задача формулировалась примерно так:  «в пределах разумного сделать все возможное для достижения цели». Такая, более мягкая постановка общей задачи снимала излишнюю напряженность и придавала процессу ее решения определенный игровой спортивный характер.

Прежде чем приступить к практическому решению задач, нужно было выяснить два вопроса.

1.     Как должен выглядеть оптимальный вариант (модель) бега для достижения устойчивого результата в пределах 10,0? Предполагалось, что достижение такого результата (±0,1) позволит приблизиться к выполнению первых двух задач.

2.     Какой уровень подготовленности по основным показателям должен иметь спринтер (в данном случае В. Борзов) для того, чтобы быть в состоянии произвести заданную программу бега с  конечным результатом около 10,0?

Нам удалось получить некоторые данные о беге лучших спринтеров мира и зафиксировать некоторые показатели их бега на соревнованиях, которые ходили в СССР в 1961—1968 гг. Создавалось впечатление, что сильнейшие спринтеры обладают более высокой абсолютной скоростью, и главным  образом ? более высокой скоростью  стартового разбега. В дальнейшем профессор Д. Ионов и доцент Г. Черняев любезно познакомили нас со своими данными о показателях бега некоторых выдающихся спринтеров мира, чем оказали большую помощь в подготовке  В. Борзова.

На основании всех этих материалов была составлена модель оптимального варианта бега на 100 м. В основу модели были положены средние показатели бега лучших спринтеров мира, от которых В. Борзов в 1968 г. явно отставал по качеству ускорения в стартовом разбеге и по абсолютной скорости бега.

Сравнение желаемого и фактического графиков бега позволяло обнаружить различие и определить основные задачи: повысить абсолютную скорость и качество старта и стартового разбега.  Оставалось выяснить, до какого уровня повышать параметры подготовленности в процессе тренировки и какие показатели избрать для контроля за их изменением.

Для оценки состояния и динамики здоровья и общего физического разви­тия мы пользовались данными ежегод­ного медицинского обследования и на­блюдений доктора Г. Воробьева и док­тора Е. Грибова.

Для успешного выступления в ответ­ственных соревнованиях необходима специальная подготовка. Спортсмен должен обладать определенным запа­сом бодрости («свежести»), быть уве­ренным в своих силах и иметь желание соревноваться. Последнее во многом зависит от правильности поставленной перед ним задачи. Постановка заведо­мо непосильного задания приводит к разочарованию и порождает боязнь со­ревнований и противников.  Поэтому пра­вильней ставить минимальную задачу из тех, которые спортсмен в состоянии вы­полнить, предварительно определив уровень его возможностей при помощи соответ­ствующих контрольных упражнений-тестов.

Физиологический закон. Развивает только задание в зоне предела возможностей.

Можно рекомендовать такую принци­пиальную схему подготовки к ответст­венным соревнованиям:

·        неделя тренировки с большой ин­тенсивностью;

·        неделя тренировки с 50—60% объемом при высокой интенсивности вы­полнения отдельных упражнений;

·        1—2 дня отдыха;

·        накануне соревнований разминка и опробование дорожки.

Если соревнования были утомительны­ми, на следующий день следует провес­ти небольшую тренировку, состоящую из отвлекающих упражнений, после чего дать спортсмену отдохнуть 1—3 дня (возможно и больше).